Skip to content

Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм

Протестантизм Философские взгляды Жана-Поля Сартра Экзистенциалистская философия Жана-Поля Сартра — сложилась в годы кульминации острейшего геополитического кризиса в Европе, разразившегося второй мировой войной. Среди наиболее известных сочинений Жана-Поля Сартра выделяют: Наиболее известными художественными произведениями Ж. Основой философии Сартра выступает проблема понимания человеческого бытия как сознательной, свободной деятельности. Ограничение интереса философа вопросами духовной жизни людей в их повседневном быту объясняется тем, что он рассматривает сферу трудовой экономической деятельности как область, в которой человек не принадлежит себе, где он подчиняется навязанным ему нормам, т. Реакцией на подобное состояние у героев произведений Сартра является чаще всего затворничество или бегство от неприемлемой действительности. В этих произведениях в мучительной атмосфере несвободы, страха, обреченности и страданий люди стремятся напрячь все свои силы, чтобы сохранить свое человеческое достоинство. Согласно представлениям Сартра, субъективность отдельного сознания приобретает значение для других, т. При этом отношение к другому представляет собой борьбу за признание свободы личности со стороны другого человека. Человеческое существование, полагал Сартр, есть последовательная цепь самоотрицаний, в которых находит реализацию свобода.

Вы точно человек?

Хронология жизни Сартра Введение Кажется, ни один философ в истории не пользовался такой прижизненной популярностью, как Жан-Поль Сартр. Его труды знали студенты, интеллектуалы, революционеры и просто читающие люди во всем мире. Эта беспрецедентная популярность объясняется двумя причинами, имеющими мало отношения к собственно философским достоинствам мыслителя. Во-первых, Сартр заявил о себе как о представителе экзистенциализма в весьма подходящий момент: И во-вторых, последующий выбор философа в пользу революционых антиавторитарных настроений задел некую чувствительную струну общества: Кажется, не было политических вопросов, которые обошел бы вниманием Сартр.

Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии (фр. L"Etre et le neant: Essai Первостепенная задача Сартра в написании Бытия и ничто была.

Это идеалистическое течение, поначалу казавшееся представителям тогдашней академической мысли бесперспективным, вскоре вылилось в крупное идейное движение. Ясперс — в Германии, Ж. Марсель — во Франции. Тип философствования, который культивировал экзистенциализм , был необычным. Его представители не пытались проникнуть в методологические тайны науки , раскрыть природу искусства, морали и религии, предложить новые глобальные философско-исторические конструкции.

Они ставили в центр внимания индивидуальные смысло-жизненные вопросы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами. Экзистенциализм — философское выражение глубоких потрясений, постигших буржуазную цивилизацию в эпоху империализма.

Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике: Однако она пришлась ко времени благодаря тому, что была вписана в конкретику истории. Всякая война вынуждает осажденных выйти из оцепенения, не считать более свою жизнь незыблемой, навеки определенной сущностью. Освобождение — это всегда и в первую очередь освобождение себя. Сартр прямо напишет об этом, как только танки союзников войдут в Париж:

А ведь Сартр был ньюсмейкером: не только для Запада – и для России тоже. . вождю непосильно было бы свои страхи столь точно вербализировать.

Сартра Философия Ж. Сартра - раздел Философия, . В — Гг. Центром Экзистенциалистского Движения Стано В — гг. Именно в этот период создают свои наиболее значительные произведения Ж.

Философия экзистенциализма о человеке его бытии и свободе

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: Война с фашизмом стала эпохой расцвета экзистенциализма. В своей основе экзистенциализм — это нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей. Принято делить экзистенциализм на религиозный и атеистический.

«Забота» Хайдеггера, «бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: . страхи и заботы, а ее априорные онтологические структуры.

Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами.

Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр. И сказал Моисей народу: Страх Божий, сочетаемый с любовью к Богу, — свидетельство глубины веры и источник мудрости: В связи с открытием бессознательного немецким идеализмом особенно Шеллингом и романтиками страх становится предметом философского анализа. Дух в человеке спит

Экзистенциализм о страхе

Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами.

Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр.

По всей видимости, только полный контроль над собственным существованием позволил бы евреям пробить стену своего страха. Вот почему Сартр.

Предпринята попытка рассмотрения идейных принципов мыслителей в их единстве и конфронтации. Представленный материал отражает глубокий анализ, произведенный автором данной статьи. . , . Николай Бердяев и Жан-Поль Сартр — два столь непохожих в своем творчестве философа, стали выразителями одного философского направления — экзистенциализма. Оба философа пережили увлечение марксизмом: Бердяев в юности, а Сартр в зрелом возрасте. И Бердяев, Сартр почерпнули немало идей у такого направления, как гностицизм этот факт отмечают многие исследователи их творчества, например, П.

Если, Бердяева обвиняли в нигилизме, так, например, исследовательница С. Сартр — приверженец негативной диалектики. Отрицая человека, он, одновременно, утверждал его существование.

СТРАХ это:

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня.

Поэтому движение Сартра к разработке экзистенциальной пробле- . одолеть свой страх, покинутость, заброшенность в бытии мира. Ж.П.Сартр.

Мы завершим наш ретроспективный обзор, обратившись к еще двум нашим современникам, дело жизни которых, хотя оно еще не окончено, но в своих основных чертах уже, по-видимому, состоялось, уделяет как раз интересующей нас сейчас проблеме ничтожного специфически интенсивное внимание. Это Мартин Хайдеггер [, — прим. Они и в самом деле стоят рядом, лишь повернувшись спиной друг к другу.

Но все же они стоят рядом друг с другом, и мы должны выслушать их обоих, если хотим разобраться сейчас с тем воззрением на ничтожное, которое — спустя полных два столетия после Лейбница и полные сто лет после Шлейермахера — стало характерным для десятилетий двух мировых войн, для нашего времени. Злободневность с ее якобы неминуемо требующими признания позициями и критериями не есть мера всех вещей. И так называемая экзистенциальная философия нашего времени, в той или иной особой форме, определенно не есть та философия, за которой больше не будет никакой другой, и которой мы должны уделять здесь большее или вообще все наше внимание.

Не будем забывать о том, что в эпоху Гегеля многие предавались подобной иллюзии о якобы окончательном значении именно его учения, причем были в этом еще больше уверены, а быть может, имели на это и большее право. В занятиях богословием нужно все же иметь больше выдержки и не делать программной установкой следование господствующим в настоящее время философским течениям, сколь бы ни было велико наше собственное участие в них, не позволять им предписывать нам концептуальных позиций или хотя бы авторитетно корректировать таковые.

Но ничто не мешает тому, чтобы мы позволяли сегодня обращаться к себе и типичному для сегодняшнего дня философскому мышлению и, насколько это возможно, учиться у него.

Попова О. В. Н. А. Бердяев и Ж.-П. Сартр: два полюса экзистенциальной философии

До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые свои философские работы - и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая - феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. Сартр повторяет вслед за Хайдеггером:

Во-первых, Сартр заявил о себе как о представителе экзистенциализма в .. случайности мира и своей свободы порождает страх, трепет, ужас.

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. В пространстве самого Единого С.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ж.П. САРТРА

Таким образом это будет возвращение к автору, но без претензии на истину, если под истиной понимать исключительно сартровское понимание проблематики. Истинный сартризм невозможен хотя бы уже по той причине, что Сартр умер, и никто из нас не является Сартром. Перед нами стоит задача восстановления относительно текста общего направления мысли Сартра. Что касается автора этого текста, то для него сартровкая мысль уже является включенной в метод, поэтому все изложенное далее — это та часть метода автора, которая в наибольшей степени опирается на философско-социальную мысль Сартра и ее интерпретацию.

Для того, чтобы правильно интерпретировать некоторые моменты поздней сартровской теории если угодно — социально-политического этапа его творчества необходимо вернуться к началу, к онтологии .

Маркс, по мнению Сартра, рассматривает человека" целостности, то есть . Сартр описывает страх"серийных" людей перед своей свободной.

Перечитываем эссе великого философа и разбираемся, что он имел в виду. Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния. Жан-Поль Сартр Абсурд, свобода, отчаяние, отчуждение, одиночество — все эти понятия прочно вошли в систему философского знания и культурную парадигму века вместе с экзистенциализмом, самым противоречивым и самым мощным учением последнего столетия.

Можно долго размышлять о том, что основные положения экзистенциализма восходят к идеям Кьеркегора, Шеллинга и Ницше кто-то даже Достоевского записывает в предшественники — ведь именно он заговорил о мире без Бога, который по сей день пытаются постичь экзистенциалисты , однако факт остаётся фактом: У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может. В общем-то, именно из-за чрезмерно резкой критики романа и обвинений экзистенциалистов в проповеди сатанинской беспросветности Сартру пришлось выступить в году с лекцией о том, какое это на самом деле красивое, сильное и честное учение, призывающее индивида выдержать отчаяние, выстоять перед страхом неизвестности и, несмотря на отсутствие смысла, создать его и состояться как человек.

Философия Ж.-П. Сартра

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом.

Жизнь и творчество Сартра были наполнены поиском истины и Сьерен сознался, что для него «Страх - есть головокружение.

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину. Экзистенциализм согласно Ясперсу возводит свои истоки к Кьеркегору , Шеллингу и Ницше.

А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля [5]. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс , но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха , отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм: свобода и ответственность

Published on

Жизнь без страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни тут!